Сотворение Адама В целом система росписи плафона Сикстинской капеллы представляет, вероятно, саму сложную композицию во всей европейской живописи. Из девяти сцен, иллюстрирующих события книги Бытия, самой совершенной и безукоризненной является «Сотворение Адама», в которой новое представление о гуманизме нашло свою идеальную форму.
Едва ли возможно полностью выразить словами то впечатление, которое производит эта великолепная фреска: кажется, что некая созидательная энергия переливается из этого живописного образа в зрителя, ощущающего себя причастным к этому акту Творения. Бог одной рукой обнимает ангелов, будто опирается на них; кажется, что они «несут будто не одну только фигуру, а всю тяжесть мира, - пишет Вазари, - что показано вызывающим величайшее благоговение величием Господа и характером его движения (…) Десницу же он простирает к Адаму, написанному таким прекрасным, в таком положении, с такими очертаниями, что кажется будто он снова сотворен высшим и изначальным создателем своим, а не кистью и по замыслу человека».
Адам сотворяется в тот миг, когда пальцы Бога (предстающего здесь в истинно первой своей ипостаси - Бога-Отца) и первого человека касаются друг друга в жесте любви. Согласно средневековой типологии, Адам - прообраз Христа на том основании, что оба они были первыми людьми - каждый своей эры, или «завета». Соприкасающиеся пальцы Господа и Адама у современного зрителя невольно вызывают ассоциацию с тем, как возникает электрический разряд. Не возможно себе представить, чтобы так же думал Микеланджело, но акт одушевления изображался старыми мастерами либо как прикосновение, либо как вдыхание Господом жизни в ноздри Адама (Быт. 2: 7).
Полно значения и очень убедительно, что Вечное обрело здесь форму эллипса, символизирующую «космическое яйцо» - ее образует космическое покрывало в котором пребывает Творец и ангельский дух (ангелы). Адам в свою очередь образует неполный овал. Через соприкосновение протянутых рук передается жизнь («атом» перескакивает с одной «орбиты» на другую). Лица Бога и человека излучают любовь. Господь желает своему чаду быть не меньшим, чем Он сам. В подтверждение этого некое существо изумительной красоты являет свой лик среди ангелов, несущих на своих крыльях Господа; он обнимает его левой рукой. Эта фигура интригует комментаторов с самого начала, они трактуют ее по-разному: как несотворенную Еву или как Софию (божественную мудрость). Кем бы она ни была, она, несомненно, означает блаженный восторг от акта Творения.
http://maykapar.ru/articles/mikelang.shtml