Фрактальная архитектура может быть создана искусственно или возникает естественно, используя природный ландшафт как, например, в поселениях Каппадокии на территории современной Турции. В течение нескольких тысячелетий ветер и дождь постепенно разрушали здесь слои вулканического пепла, чтобы создать эти потрясающие ландшафты:
«Камины фей», Каппадокия
Вулканические отложения довольно мягкие, что позволило местным жителям, населявшим эти территории в период с 4 по 13 век н.э., прорыть в обнажённой породе огромное количество туннелей и устроить в ней дома, магазины и даже монастыри:
В свою очередь, искусственно созданная фрактальная архитектура бывает интуитивной и сознательной. Под интуитивной фрактальностью подразумевается структура многих шедевров мировой архитектуры прошлого, в которых архитектор или строители неосознанно использовали фрактальные принципы. При этом фракталоподобные формы, представленые в сооружениях разных эпох и народностей, отражают различные алгоритмы формообразования. Б. Мандельброт первым написал о фрактальности архитектуры, указав для сравнения форму здания Парижской оперы:
Ниже приводится ряд примеров фрактальных форм в архитектуре. Это, в первую очередь, самоподобие форм в архитектуре зданий:
Исторический музей, Москва
Здание почтамта, Владивосток
Индийские храмы:
Комплекс в Кхаджурахо
Дворец ветров, Джайпур
Во-вторых, это фрактальные прообразы и архитектура пирамидальных фасадов (ступенчатые пирамиды):
Пирамида Волшебника, Ушмаль, Мексика
Гипогей Паола, Мальта (построен приблизительно в 3000 г. до н.э.)
Ну, и конечно, фасады готических зданий:
Миланский собор, Италия
Собор Святого Петра, Рим, Ватикан
Собор Святого Семейства, Барселона, Испания (арх. Антонио Гауди)
А какой фрактал виден внутри Собора вверху, под куполом!
Замок Кастель-дель-Монте, Италия
Замок построен по собственному проекту императором Священной Римской империи Фридрихом II и представляет в плане правильный восьмиугольник, к вершинам которого пристроены восемь башен, также имеющих в плане форму правильных восьмиугольников (прим. – замок недавно упоминался на сайте в статье Валентины Мироновой):
Мечеть Мухаммеда Али в каирской Цитадели
Расположение и размеры куполов многоглавых церквей, условно показанные в одной плоскости плана с осевой симметрией, также имеют прообразом фрактальную структуру (типа «салфетки» Серпинского с кругами). Храм Василия Блаженного, Москва. План
Спиралеподобные формы отражают ещё один из распространенных фрактальных алгоритмов в природе, используемый и в искусственной среде, включая архитектуру и дизайн.
Спиральный декор храма Василия Блаженного, Москва
Таким образом, принципы фракталоподобного формообразования в архитектуре применяются с давних времен, и хотя использование фрактальных правил построения в архитектуре далеко не всегда оказывалось математически выверенным, но в поиске и создании художественно выразительных пропорций архитекторов вели их интуиция и талант, чувство гармонии и высокий профессионализм.
По материалам статьи «О фрактальных моделях в архитектуре» Бабича В.Н. и Кремлева А.Г.
(Продолжение следует…)
Источник: http://archvuz.ru/2010_2/2 |