После появления книг Б. Мандельброта использование фрактальных алгоритмов в архитектурном проектировании становится осознанным, то есть стало возможным применять фрактальную геометрию для моделирования архитектурных форм. При этом для разных типов архитектурных сооружений находят фрактальный аналог, двумерный или трехмерный, и тем самым выявляется их фрактальный алгоритм.
Рассмотрим для начала изображение фрактала «Губка Менгера» – трёхмерного аналога «коврика Серпинского»:
А на следующем фото - здание штаб-квартиры Fuji TV на Одайбе (Япония), которое сильно напоминает этот фрактал:
Как увидим далее, возможны и «вариации на тему»:
Жилой дом «Мирадор» в Мадриде (Испания) Жилой дом «Habitat 67», Монреаль (Канада) Наверное, все уже заметили, что в архитектурных формах часто используются самоподобные элементы. Самоподобные элементы компьютерного «фрактального замка» на фото ниже
вызывают ассоциации как со старинными храмами (хотя в данном случае изображен проект нового строящегося в настоящее время Сретенского монастыря)
так и с современными архитектурными комплексами:
5-звёздочный отель «Атлантис», Дубай (ОАЭ) Крайслер-билдинг, верхняя часть (Нью-Йорк, США)
Знакомые нам фрактальные деревья обеспечивают высокую надежность различных конструкций:
Этот принцип использован, например, в здании библиотеки UCSD Geisel в Сан-Диего (Калифорния, США)
и для фрактального навеса терминала международного аэропорта Мумбаи:
Ещё одна компьютерная модель демонстрирует формообразование фрактальных дворцов или башен и хорошо поясняет формы старинных архитектурных сооружений:
Следует отметить, что в архитектуре применяются фрактальные правила построения с использованием ограниченного числа повторов, а также сменой алгоритмов их построения, нарушением строгого подобия введением различных вариаций, т.е. используются квазифракталы и мультифрактальные структуры, которые могут определяться не одним единственным алгоритмом построения, а несколькими последовательно сменяющими друг друга алгоритмами.
Здание Хёрст-тауэр на Манхэттене, Нью-Йорк (США) Торговый центр Wafi City Mall, Дубай (ОАЭ) Гостиница «Ryugyong», Пхеньян (Северная Корея) Жилой многоквартирный дом в Сакраменто (США) Небоскрёб главного офиса швейцарской страховой компании Swiss Reinsurance Company, Лондон (Великобритания) Небоскрёб «Закрученный торс», Мёльм (Швеция)
Спиральная башня (учебный корпус), Барселона (Испания) Кубические дома в Роттердаме (Нидерланды) Последние десятилетия наблюдается тенденция органического встраивания сооружений в природное окружение, что определяет интеграцию природного и антропогенного ландшафта. Эта тенденция ярко выражена в стиле модерн и «органической» архитектуре. Исследователи отмечают, что «широко применявшиеся в начале XX века в архитектуре модерна пластичные, «текучие», асимметричные, биоморфные линии, поверхности, «струящийся» растительный декор придают зданиям сходство с живым развивающимся организмом, имитируют нерегулярность природных форм».
Спиральный дом в Рамат-Гане (Израиль) Пузырчатый дом Пьера Кордена на Лазурном берегу, Канны (Франция) Проект «Остров Кристалл», арх. Норман Фостер Проект общественно-делового центра в Шанхае (Китай) Музей чилийских вин в Серо Сан-Кристобалле (Чили) Органический дом «Мексиканский кит» Органический дом «Nautilus», Наукальпан-де-Хуарес (Мексика) Дом в пустыне, Калифорния (США) Храм Лотоса в Дели (Индия) Разумеется, представленные здесь образцы сознательной фрактальной архитектуры – это только небольшая часть существующих оригинальных зданий и крохотная капля из ещё невоплощенных гениальных проектов. Но и они демонстрируют, что с помощью фракталов можно выявить множество направлений и решений в архитектуре, включая не раскрытые ранее аспекты формообразования и создание потенциально новых архитектурных форм.
Когда-то Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разгадать непостижимую тайну этого удивительного искусства. Наверное, мы никогда так и не сможем понять, почему, глядя на произведения архитектуры, в глубинах нашей души начинают происходить неуловимые процессы, заставляющие нас радоваться, издавать восторженные возгласы и бесконечно удивляться…
… и продолжаем искать фракталы вокруг нас.
Источник: http://По материалам Internet |