Мои открытия или Момент рождения Знания… Хочу расскзать о своём первом открытии, из тех, что я помню очень ярко. Не помню, сколько лет мне было тогда. Верно только то, что я была еще маленькая. Прекрасный летний день. Я в дедушкином саду. Стою под яблоней белого налива и держу в руках яблоко. Это было огромное яблоко – больше таких яблок мне в руках держать не доводилось… Оно лежало у меня в раскрытых ладошках – янтарно-жёлтое, душистое, такое манящее… Оттенок жёлтого был еле уловимым, яблоко действительно казалось почти белым... Боюсь пошевелиться. Ведь оно в любой момент грозит свалиться на землю, потому что выходит далеко за пределы моих ладошек. Я озадачена… Я не знаю, с какой стороны его надкусить. Как бы это объяснить? Вот представьте, что надо надкусить… баскетбольный мяч. Непростая задача! Я её решила так. Поднесла яблоко ко рту, а ладошками прижимала его по направлению к лицу. Кое-как откусила… И вдруг!До меня кое-что «дошло»!
Дело в том, что, будучи почемучкой, я приставала ко взрослым по любому поводу. Услышала слово "два". И сразу: "А что такое два?".. В общем, взрослые были вынуждены обучить меня счёту. Я вроде бы запомнила числа. И чётко понимала, что важен порядок. Соотносила и то, что к одному объекту относится один порядковый номер, когда их считаешь, а к совокупности объектов только одно число по их количеству. Оставалась только одна проблема… Я путала названия цифр от 11 до 20. И забывала названия десятков…Собственно, в тот момент, когда я отгрызла-таки малюсенький кусочек моего гигантского яблока, у меня в голове что-то состыковалось и я поняла связь между 1 и 11, 2 и 12 и т.д. Потом возник вопрос, а почему, собственно двадцать, а не десятнадцать?
Трудно передать словами, как я была счастлива в этот момент! Я бросила чуть надкушенное яблоко и… не побежала – полетела на крыльях радости и счастья рассказывать дедушке и бабушке о своём открытии. Я искренне думала в тот момент, что они об этом ещё не знают…
Бабушка была занята – хлопотала по хозяйству. Она не выразила восторга по поводу моего открытия. Она вообще не обратила на него внимания. Просто отвлечённо сказала: «Угу. Хорошо. Иди гуляй, внученька». Я решила тогда, что она просто об этом уже знала. И следом. Как вы думаете, что произошло? Естественно (для меня), следом родился вопрос: «Она всё знала раньше! Так почему же она не сказала мне об этом? А я-то мучилась. Так долго не могла запомнить»… Почему-то я не озвучила этот вопрос. Я немножко обиделась на бабушку… «Жадина» - подумала я. И побежала к дедушке.Дедушка с улыбкой выслушал меня. Погладил по голове. И сказал: «Ничего себе! Это же здОрово!» Ну… или что-то в этом роде. Я спросила: - А почему говорят двадцать, а не десятнадцать? - Потому что в этом числе 2 десятка. Смотри. Два - двадцать... - Подожди. Дальше я сама. Тридцать, четыредцать... - Для четырёх десятков люди придумали другое название: "сорок", - улыбнулся дедушка. - А дальше всё по порядку? - я не дала ответить дедушке и пошла считать дальше. - Пятьдесят. Шестьдесят. ... Девятьдесят. - Тоже надо запомнить - девяносто. А потом сто - десять раз по десять... Вот так. За каких-то пару минут. Я, испытывавшая сложности при счёте даже до 20, научилась считать до 100. А дальше пошло "как по маслу". ****************
Вот так у меня всегда. Классически - по сценарию философского закона перехода количественных изменений в качественные. И всякий раз, совершая подобное открытие, я испытываю те же чувства радости и счастья. И непреодолимое желание с кем-нибудь поделиться своим только что нарождённым, только что проявленным Знанием. Наверное, я просто очень щедрая, а не такая жадина, как бабушка))))))))))))))). А вдруг кто-нибудь пока ещё не знает об этом? А вдруг это ещё кому-нибудь пригодится… Часто в своей жизни – будучи учителем в школе, детям, да и любому другому человеку, - на фразу: «Я знаю, только сказать не могу», я отвечала: «Когда человек что-то по-настоящему знает, он всегда может об этом сказать».
Как твоё имя, друг? Как называется огненный шар на небе, который дарит Земле тепло и свет? В конце концов, а сколько будет дважды два?
Ответил. Значит, ты это знаешь. Т.е. люди просто «договорились», что вот этот объект или явление окружающего мира будут называть именно так. Здесь не нужно ничего понимать. Это нужно просто запомнить.
Есть знания не столь очевидные. Например… Например… Почему пятью шесть равно тридцать. Можно, конечно, просто запомнить. Только это будет не совсем верным. Лично я стараюсь память использовать экономно. Может быть она и нужна только для того, чтобы запомнить что и как называется? В таких случаях на помощь приходит понимание. А что есть понимание? Возможно, это знание другого конкретного знания, а именно того, что называют словом "умножение".. Перевести в слова: «Пятью шесть означает, что число шесть нужно сложить само с собой пять раз». Что именно назвают умножением нужно просто запомнить – это когда одно число многократно складывается само с собой. В этом случае говорят: нужно умножить заданное число на ... число его повторов при сложении. И это конкретное знание. Здесь - только память. Мои дети, которые школьники, не учили таблицу умножения на память. Я сама их попросила этого не делать. Правда, пришлось объяснять учительницам для чего я это делаю. Они, конечно же, не приняли мою точку зрения. Тогда я просто им сказала: "Тогда просто ставьте ту оценку, которую считаете нужной при сложившихся обстоятельствах". Здесь опять придётся сделать отступление. Я совершенно не делаю акцентов на оценках. Странно... Почему постоянно приходится напоминать детям, что оценки - это не результат. Что низким оценкам нужно радоваться - они высвечивают "слабые" места. Это указатели на места, где знания недостаточно проявлены. Где клад знаний пока ещё не вырыт и (или) не вытянут на поверхность... Так вот. В своё время я, опять-таки сама, сделала для себя это открытие в младших классах, точно не помню в каком. Я поделилась этим со своими детьми. А дальше, не смотря на временные потери на начальном этапе, они получили более тонкое понимание процесса сложения (они даже сами «изобретали» способы быстрого счёта) и умение решать задачи и не только по математике. С течением сравнительно короткого времени, в результате неизбежного при учёбе в школе многократного повторения, таблица умножения «встраивалась» в их память органично, без напряжения. Вростала… И переходила на уровень внутреннего знания. Когда нужно приложить усилие, чтобы ответить на вопрос, а почему пятью шесть равно 30. Достать клад из закромов. Круг замкнулся... Нас часто просят в посланиях: "Позвольте другим самостоятельно проходить их опыты". А я, такая сякая, гружу их своим опытом! Ай-яй-яй! Спросила сейчас себя, а для чего я это делаю? Почему не могу переделать себя в этой части отношения к жизни? Почему не могу угомонить в себе это стремление делиться своими открытиями со всеми окружающими - кто под руку попадётся? Мой "рецепт" приготовления этого "червячка"? Я это делаю для того, чтобы, не застревая на необходимости делать это открытие самостоятельно, люди могли быстрее двигаться дальше. Совершать новые открытия! Те, которых не совершила я. Надеюсь придёт время и они поделятся ими со мной. И так и происходит. В моей реальности. Часто приходилось читать о внутреннем, глубинном знании. Да. Согласна. Оно присутствует. Вот читаю или слышу факт, который вызывает внутренний резонанас – то есть я с ним вроде бы согласна, а почему согласна сказать не могу (т.е., в моём понимании, и не знаю). Что происходит в этом случае у меня? Я его не отторгаю. И при этом о принятии речь тоже не идёт. Полное и безоговорочное принятие ко мне приходит только тогда, когда приходит понимание. Когда я совершаю ещё одно открытие. Когда рождается ЗНАНИЕ - «Точно! Это так и ЕСТЬ! И это так просто!» Что ещё становится очевидным лично для меня? То, что без чёткости понимания значений слов (т.е. без крепкой связки слова с его значением) о знании говорить не приходится. А что такое ЗНАНИЕ для вас, друзья! Может быть поделитесь?
До новых встреч!
Автор: sovionok ©
Источник: http://symphonya.info |