"Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличаться, чтобы любить друг друга." Поль Жеральди
Каждая пара проходит определенные этапы развития отношений. Американские психологи Эллин Бейдер и Питер Пирсон, основатели Института пар в Калифорнии, приводят доводы, что влюбленные проходят схожие стадии развития, которые происходят у ребёнка с матерью.
Малыш в раннем детстве не способен себя отделить от матери, в то время как в 4-5 месяцев он распознает маму, отличает её от неизвестных людей. В дальнейшем ребёнок изучает себя через свое тело, дифференцируя свои физические границы. Таким образом, ребёнок интересуется не только мамой, он также желает быть рядом с ней. С течением развития энергия малыша направляется и во внешний мир. Детёнышу хочется делать что-то без мамы, вырываясь от материнской заботы. На этой стадии автономность малыша ценнее зависимости от матери.
По прошествии времени, освоив собственную самостоятельность, ребёнок требует эмоционального контакта с мамой, но только в случаях собственного желания. Матерям этот этап дается не всегда легко, так как нужно распознать, когда следует нянчиться, а когда поддерживать самостоятельность. В случае успешного прохождения этой стадии у ребёнка формируется чувство индивидуальности, и он способен создавать эмоциональные отношения.
Любовные отношения подобны детско-родительским.
Динамика парных отношений включает в себя 4 стадии
Стадия симбиоза сильная по накалу чувств и взаимоотдачи. Девиз этой стадии - "Мы одно целое", так как влюбленным трудно расстаться на короткий промежуток времени. Они думают друг о друге, живут друг другом и не могут представить свою жизнь иначе. Возлюбленный воспринимается с лучшей стороны. Сходства между партнерами превозносятся, а различия не отмечаются. На этой стадии влюбленные ухаживают друг за другом и ничего не хотят менять. Это очень важный этап отношений, так как он есть опорным фундаментом дальнейших взаимоотношений. Психологическая цель данной стадии - сформировать сильнейшую привязанность к партнеру.
Дифференциация. Партнера снимают с пьедестала и подвергают глубокому изучению. Эта стадия обратная симбиозу. Волнующие вопросы на этой стадии: -Как я этого не увидел раньше? -Неужели он такой? -Можем ли мы признать, что мы разные? -Выдержат ли наши отношения стремления двух различных людей? -Что делать если мы желаем разных вещей? Для многих это период разочарований, крушения надежд и прощание с иллюзиями. Дифференциация, вместе с тем, не обозначает прекращения отношений. Это период перестройки, переоценки отношений. В этот период пара не стремится проводить много времени вместе, происходит отчуждение и желание увеличить собственное пространство. Психологическая цель данной стадии - восстановление границ каждого партнера. Партнеры могут переживать взаимное раздражения, гнев, злость, досаду. Однако, хочу отметить, что степень близости в союзе двух людей равна уровню злости по отношению друг к другу. В отношениях важно уметь злиться, не убивая и не уничтожая друг друга. Важно уметь проживать совместно все эти чувства, а не застревать в них в одиночку.
Это трудный период в любом союзе, его следует прожить вместе, замечая индивидуальность друг друга.
Стадия действий. Стадия отношений, когда энергия человека направлена на деятельность, отношения, не связанные с партнёром. Внимание каждого нацелено на внешний мир. Развитие себя становится приоритетным, чем развитие близких отношений. Партнеры следуют собственным целям, жаждут проявить себя в социуме. Эмоциональность и чувствительность на этой стадии снижена. Каждый поступает по-своему, следуя своим амбициям, не обращая внимания на потребности своего спутника. Ведущими вопросами будут: -Что я собой представляю? -Чего я стою? Первоочерёдными будут проблемы своего достоинства, самооценки и реализации. Стадия действий - нормальный этап развития союза. Отношения между партнерами должны выступать в качестве поддержки, одобрения личных планов, проектов, достижений. Психологическая цель данной стадии - реализация своего личностного потенциала.
Возобновления отношений. После периода примирения со своей личностью партнёры вновь стремятся к близости в отношениях. Каждый утвердился в своей индивидуальности, в собственном развитии и нацелен на стабильность, постоянство в отношениях. Отношения требуют развития в сторону совершенствования "Мы", чем "Я". Ведущей потребностью выступает желание заново учиться отдавать друг другу. На этой стадии возобновляется прочная связь, которая удовлетворяет обоих. Психологическая цель данного периода - возобновление близких отношений, формирование прочной диады (парных отношений).
Каждая пара проходит свой путь развития отношений, переживая периоды прогресса и регресса. Важно отметить, что в одно и то же время партнеры могут находиться на разных этапах отношений, что может способствовать обострению конфликтов и появлению разводов. Однако, работа над собой и личное развитие способны улучшить качество ваших отношений и укрепить их.