«Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи», или Работа со своим отражением
14 июня 2013 г.
Этот материал – продолжение темы о подсказках жизни. Только теперь у меня драйв поделиться с Вами своими соображениями об окружающем мире как отражении человека.
Если вдруг Вы читаете мою писанину, прошу помнить то, что я выводы делаю на основе своего личного опыта, а у Вас он другой… Так что не повторяйте пылесос, а сначала принюхайтесь: стоит ли есть это или Ваша пища другая :).
Мысль о том, что мир – это всего лишь наше отражение, появилась давно. Взять хотя бы притчи, где участвует зеркало. Но мне очень нравится сказка Андерсена «Снежная королева», точнее самое начало, где речь идёт о зеркале злого тролля.
Почему у Андерсена именно зеркало? Ну, с началом всё понятно: человек, глядя в зеркало тролля, видел себя, но то, что он считал недостатком, увеличивалось до неимоверных размеров, а всё хорошее – сжималось и становилось малозаметным. Потом зеркало разбивается, его осколки попадают людям в глаза. Ходит себе пострадавший по Земле. А у него в глазу – зеркало… Что ему видно?
Лично мне видно себя. И чем ближе зеркало к глазам, тем больше места в нём занимает моя персона и меньше остаётся для окружающего мира… А в сказке зеркало вообще в глаз инсталлировалось, т.е., следуя логике, ничего, кроме владельца глаза, в этом зеркале не отражается! Более того, и сам владелец в нём уже не помещается, а только его часть. Это первое.
Второе: зеркало кривое и в нём всё может отражаться наоборот – хорошего почти не видно, а плохое – со всех щелей лезет.
Правда ж, Андерсен – гений и лапочка? В мире прагматики и материалистических наук эзотерическая идея сохраняется в первозданном виде только в виде фантастического или сказочного образа. А напишешь прямо – на костре сожгут, в тюрьму посадят, в психушку спрячут (подчеркнуть нужное ), – и всё ради того, чтоб тайну не разглашали. А сказка – выдумка, фантазия. Забавка для детей.
Всё это была преамбула. Главная же цель – выяснить,
как это заставить работать на себя
Я взяла на вооружение фразу из американских фильмов с участием полицейских: «Все, что вы скажете, может быть использовано против вас», но с акцентом на «может», потому как такой вариант развития событий существует, но он не единственный, допускаются и другие («допустова модальність» в филологии). Психологический смысл этой фразы: наша речь – это наша визитка, в которой указан и уровень эрудиции, и широта взглядов, и особенности психики, темперамента (в языкознании давно признаётся тот факт, что речь способствует выражению личности самого говорящего, на этой функции построены и многие методики психоанализа).
Шаг 1.Память о зеркале. Я помню, что в своём зеркале я вижу себя. Давая чему-либо или кому-либо оценку, я даю оценку себе.
В переводе на почву психологии это может выглядеть примерно так: оценочный аппарат человека обусловлен личным опытом, ареалом проживания (если каких-то ресурсов мало, то они возрастают в цене, тогда как в местности, где эти ресурсы есть в изобилии, их ценность снижается), социокультурными факторами (традиции данного общества, верования и т.д.).
Шаг 2. Работа с оценкой.
Оценка всегда частична! Целостная картина будет складываться из множества оценок по разным параметрам.
Определить окраску оценки:
Позитивная – тогда радуюсь, что я такая белая и пушистая, и наслаждаюсь жизнью
Нейтральная – это то, что не задевает, мимо чего прохожу, не отметив в мозгу (вообще не замечаю)
Негативная – с ней и надо провести работу. Тогда перехожу к следующему этапу.
Шаг 3. Анализ негативных оценок. Для меня это самый сложный этап, потому что ситуации бывают разные, одно и то же событие может касаться разных моментов. И от того, насколько правильно я расшифрую это послание, будет зависеть успешность работы над собой.
Событие может давать информацию по-разному:
Прямым текстом («Как можно так себя не любить?!», «за собой следить надо!», «Вы недостаточно коммуникабельны», «Ты безответственный» и пр.)
Прямым текстом, но с точностью наоборот: обвинение в безответственности для гиперответственного человека будет призывом перестать пытаться за всё отвечать и иногда позволять себе таки немного побезответничать
Косвенно (например, мне советуют избавиться от какого-то недостатка, советуют методики, техники… Добрый порыв, а меня раздражает. Почему? Порывшись в закромах родины, обозначенного кем-то недостатка не нахожу, но вдруг обнаруживаю, что умения проводить личную границу и отстаивать её у меня нет. Надо бы сказать «Спасибо, не надо!», а я не решаюсь.
(дописать своё )
Тут важно помнить, что зеркало не даёт видеть реальной картины события, т.е. искажает взгляд вовне. Но при выработанной привычке быть честным хотя бы по отношению к себе, можно заглянуть внутрь себя и провести ревизию. Когда совсем не справляюсь, я обращаюсь к помощи доверенных людей.
Пример. Меня сильно раздражает один человек. Не могу понять причины. Честно говорю об этом тому, кому доверяю. И слышу: «да нет же, просто он живой и открытый, а вот тот, другой – холодный и надменный». А холодного и надменного я тоже знаю, но воспринимаю его как уравновешенного и уверенного в своей правде.
Шаг 4. Сместить шкалу: хорошего больше, чем плохого. Тут за аксиому принимаю вычитанное у Виилмы: в каждом из нас где-то 51% хорошего и 49% плохого, жизнь возможна до тех пор, пока процент плохого не начинает резко увеличиваться.
Вспоминаю зеркало Андерсена: искажение заставляет видеть плохого много, а хорошего мало. А если ещё добавить привычку критиковать, культивируемую со времён Советского Союза, то можно допустить, что умение видеть плохое и не замечать хорошего в нас просто зашкаливает.
Значит, когда мой собеседник говорит, что мой провокатор – живой и открытый, то он прав. Но и я права, говоря о другом человеке, что тот уравновешенный и уверенный. Получается, что каждый из нас по отношению к одним и тем же людям переживает разные ощущения.
Т.е. искажения у нас тоже разные, а значит, и прорабатывать их надо по-разному, выискивать свои причины и методы, а не пользоваться бездумно тем, что предлагают. А если и брать у кого-то, то пропускать через себя, проверять и при надобности перекраивать. А то одежду перешить-подогнать – это нормально, а душу в чужие рамки загоняем. И где здравый смысл?
Шаг 5. Работа над собой. Тут – полная свобода для фантазии и действий. Хоть представляйте себе, что вооружились ножницами, топором, тесаком, наждачкой и начали перекраивать-обтёсывать себя, а потом расслабились и ждёте, как придёт озарение и подарит Вам методику работы над собой… Хоть ищите в сети психологическую литературу и берите методики там… Хоть с бубном под полной Луной попляшите под что-то типа шаманских камланий… – Всё сработает, если оно Вам в радость и находит отклик в душе и теле. Но лучше всего работают те техники, которые вы создадите для себя сами – это моё уверенное и подкреплённое личным опытом имхо .
Тань, мне очень понравилась тема. Все откликается, кроме одного момента:
Цитата
зеркало не даёт видеть реальной картины события
Из того, что известно лично мне, что подтверждено жизнью - РЕАЛЬНОЙ картины не существует на Земле, в мире дуальности, так как восприятие каждого сугубо индивидуально и субъективно. Просто есть общепринятая иллюзия и входящая с ней в диссонанс. Так что мы все воспринимаем мир через зеркала,и иногго не дано. Вопрос стоит лишь в их чистоте и искажении этих отображений.
Наталия, благодарю за комментарий. Я согласна с Вами . Пусть это будет важное дополнение к тексту (стремясь быть краткой, я часто суть кастрирую ). Кстати, я в последнее время вообще сделала для себя вывод, что свои зеркала установила добровольно, чтоб повысить эффективность избранных уроков.
Вдруг вспомнила: моё восприятие мира сильно изменил опыт игры онлайн. Там в программу клиента народ сам устанавливал разные патчи - и менялось изображение: небо, отрисовка одежды персонажа, окружающие предметы. Как-то по ошибке все "неродные" патчи я удалила - и не узнала виртуального мира... Наверное, это вполне можно сравнить с игрой сознания, ведь всё - по образу и подобию... и выдумать человек может только то, что уже ему известно, только чувства и эмоции - новое и личное (патч, написанный своими руками - установи и играй в новом мире ;)).
Ольга, благодарю! У меня иногда о Вас складывается ощущение, как от ангела-хранителя: почти незримо всегда рядом... Ангелам подходит что-то светлое, небесное - это Вам: Если вдруг кто-то важный не заметит Вас, не падайте духом: ангелов редко благодарят, но на них всегда надеются...
Очень хорошо написала Isa. легко и понятно.. Я хочу ответить на последнюю фразу:
Цитата
лучше всего работают те техники, которые вы создадите для себя сами
Меня вдруг вот прям сразу от этой фразы и озарило Точнее вспомнила что именно срабатывает у меня в таких случаях. Это похоже на тактику избавления от страхов: "Надо взглянуть в глаза своему страху".. Так же и с ненравящимся человеком "Надо поближе с ним познакомится..." чтоб прошло время.... Правда в юности однажды у меня это не сработало, человек так и остался мне даже противен, притом что ко мне не испытывал такой страшной антипатии. Видишь ли, в этом деле есть наверно исключения, когда никакие силы не могут нас заставит относится лучше к человеку, т.к возможно работает подсознание и память ...и этот человек сильно насолил нам в прошлых жизнях или мы ему, что еще неприятнее вспоминать))) Но это лишь предположение..
Благодарю, Танита У меня тоже не сразу сработало и не со всеми. Может, тогда было не время, а сейчас многое пошло. Просто у меня есть своё внутреннее правило: я верю, что возможно всё, потому не отказываюсь ни от чего (возможно, сейчас у меня не хватает знаний, информация закрыта, но придёт время - и может получиться). Насчёт насолил... есть такое . Странно, но уже который день подряд идут намёки, что надо таки писать про свою "машину времени". Коротко суть: вспомнить травмирующую ситуацию, посмотреть на неё с позиций: что она дала мне хорошего, стала ли я сильнее после этого, пришло ли новое знание и понимание - так меняем оценку события. И подумать, чему научил тот человек, на которого есть обида. А на учителей не обижаются - им надо быть благодарным. Вот сегодня натолкнулась на похожий материал: Энергопотенциалы трех точек восприятия опыта событий
Хм..об этом говорится уже давно и много..и даже становится почти элементарным понятием... Но как найти то что нужно если оно в прошлых жизнях, а видеть их еще не можешь???????
P.s Не совсем поняла, почему ты назвала меня Учителем?
Насчёт учителя: общение с тобой помогло мне понять смысл происходящего (вспомни переписку). Это во-первых. Во-вторых, я считаю, что пока человек не достиг состояния Будды, он не может быть только учителем, даже если себя мнит таковым , а можно говорить о взаимном обучении и обмене информацией. Я пока не Будда, потому стараюсь обычно понять, а для чего мне дан тот или другой человек, чему я могу научиться у него. Вот и всё.
Не видишь прошлые жизни, но помнишь эту - с неё и начни. Обычно уроки повторяются, так что о видении прошлых воплощений можно не заморачиваться, я так думаю Это типа принципа: лучше делать хотя бы малое, чем грустить о большом и не делать ничего.
Конечно я помню..наша переписка не из разряда ординарных, а лично для меня очень важное и запоминающееся, почти переломное событие. И это скорее ты выступила мне учителем (потому я и удивилась что ты называешь меня так) )) Ну раз так, выходит мы обоюдно были полезны друг другу. Благодарю тебя и надеюсь станем близкими по духу Хотя о чем я говорю...неблизкие и не притянулись бы сразу...