Это доказывают мастера во всем мире, гениальные скульптуры которых словно оживают из мрамора, глины и бронзы. Глядя на эти произведения искусства, даже не верится, что холодный камень может создавать полное ощущение живого тела.
Скульптура «Похищение Прозерпины». Мрамор. Высота 295 см. Галерея Боргезе, Рим.
Лоренцо Бернини создал этот шедевр в 1621 году, когда ему было 23 года: «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск».
«Избавление от чар». Надгробие на могиле отца князя Раймондо – Антонио де Сангро (1685-1757). Капелла Сан-Северо, Неаполь.
«Избавление от чар» выполнено Франсческо Квироло и является самой известной из его работ. Памятник ценен тончайшей работой по мрамору и пемзе, из которой выполнена сеть. Квироло был единственным из неаполитанских мастеров, согласившимся на столь тонкую работу, остальные же отказались, считая, что при одном прикосновении резца сеть рассыплется на куски.
Но во все времена показателем мастерства скульптора и эффектом, вызывающим всеобщий интерес, был Тромплей (фр. trompe l`oeil), возникший более двух тысяч лет назад в античности, буквально в переводе с французского означает обман зрения. Если в изобразительном искусстве Тромплей – это иллюзия трехмерности на плоском холсте, то в скульптуре это, как правило, эффект прозрачной вуали, тонкой или мокрой ткани.
Особено сложен и эффектен этот прием в натуральном мраморе, который не терпит спешки и ошибок. Сокровищница мировой скульптуры знает немало имен, оставивших как предмет восхищения и пример подражания работы с техническим приемом Тромплей. Среди них прославленные скульпторы Джовани Страцца, Рафаэль Монти, Антонио Коррадини.
Скульптура Девы Марии. Джовани Страцца
Свои невероятные по красоте мраморные статуи Страцца (1818-1875) вырезал из цельного куска каррарского мрамора, который имеет ни с чем не повторимый эффект "свечения" изнутри.
Весталка.1848г. Коллекция графства Девоншир.
Скульптура Рафаэля Монти (1818-1881) изображает покрытую покрывалом жрицу Весты — весталку. Веста — римская богиня, хранительница священного огня, символизирующего центр жизни — государства, города, дома. Считалось, что в любом огне имеется частица духа Весты.
Мягкие струящиеся складки настолько искусно вырезаны скульптором, что оживают в лучах солнца, пропуская свет. Эффект усиливается контрастом с венком полевых цветов, лишенным полировки. Мрамор в передней части удивительно чистый, практически не имеет видимых дефектов и включений, раскрывая всё своё благородство и красоту.
Скульптурный бюст "Женщина в шляпе с вуалью". Мрамор. Западная Европа. Начало ХХ в.
Дама из дворца Кочубея
Антонио Коррадини, «Сарра»
Иллюзия вуали скрывает девяностолетнюю Сарру, которая кажется красавицей, вуаль облагораживает, делая женщину притягательной и желанной, потому что под покрывалом она недоступна. И веками любуются этой красотой и не понимают, как это сделано.
В капелле Сан-Северо привлекает всеобщее внимание и работа Антонио Коррадини "Целомудрие". Скульптура представляет собой надгробный памятник матери князя Раймондо, подарившей ему жизнь ценою собственной.
Статуя «Целомудрие» Антонио Коррадини. Мрамор. 1752 год.
Бюст "Девушка под вуалью" (каррарский мрамор) - фрагмент знаменитой статуи "Вера" скульптора Антонио Коррадини (1688-1752), купленной для коллекции Петра Великого в Венеции С.Рагузинским за "100 золотых дукатов".
Скульптура находилась в Летнем саду до конца XVIII века, затем - в Георгиевском зале Зимнего дворца, где пострадала в пожаре 1837 года. Верхняя часть статуи после реставрации помещена А.И.Штакеншнейдером во Внутренний садик Царицыного павильона в Петергофе:
Самое поразительное изображение вуали в мраморе – это "Христос под плащаницей" Джузеппе Санмартино,1753 г.:
Антонио Коррадини (Antonio Corradini, 6.09.1668 – 29.06.1752) и Джузеппе Санмартино (Giuseppe Sanmartino, 1720 — 1793) объединяет XVIII век, профессия — они оба итальянские скульпторы, и произведение "Христос под плащаницей", созданное по заказу Раймондо де Сангро (седьмого князя Сан-Северо) для капеллы Сан-Северо в Неаполе.
Первоначально князь поручил работу Антонио Коррадини, но тот успел изготовить только глиняную модель. После смерти Коррадини князь Раймондо доверил завершение работы молодому и безвестному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино. Санмартино сохранил основную особенность первоначального замысла — тончайшее мраморное полотно.
(Более детально фотографии можно рассмотреть в фотоальбоме сайта)
|